ЦР2 - Обеспечение получения выгод от использования ИТ

Компонент "Процесс"

(набор практик и действий для достижения определенных целей и результатов, поддерживающих достижение общих целей, связанных с ИТ)
Практика руководства Примеры метрик
ЦР2.1 Определение целевого набора инвестиций
Обеспечение ясности стратегии предприятия, ИТ и текущих услуг. Определение соответствующего набора инвестиций на основе затрат, соответствия стратегии, типа выгоды для программ в портфеле, степени риска и финансовых показателей, таких как стоимость и ожидаемая окупаемость инвестиций в течение всего их жизненного цикла. При необходимости корректировка стратегии предприятия и ИТ.
а. Процент инвестиций в ИТ, связанных с корпоративной стратегией.
б. Процент инвестиций в ИТ на основе затрат, соответствия стратегии, финансовых показателей (например, затрат и рентабельности инвестиций в течение всего их жизненного цикла), степени риска и типа выгоды для программ в портфеле.
Действия Уровень возможностей
1. Создание и поддержание портфелей инвестиционных программ, ИТ- услуг и активов, которые составляют основу текущего бюджета ИТ и поддерживают тактические и стратегические планы ИТ.
2. Получение общего понимания между ИТ и другими бизнес-подразделениями о потенциальных возможностях ИТ для реализации стратегии предприятия.
3. Определение широких категорий информационных систем, приложений, данных, ИТ-услуг, инфраструктуры, ИТ-активов, ресурсов, навыков, практик, средств контроля и взаимоотношений, необходимых для поддержки стратегии предприятия.
4. Согласование целей ИТ, принимая во внимание взаимосвязь между стратегией предприятия и услугами, активами и другими ресурсами ИТ. Определение и использование возможностей взаимодействия, которые могут быть достигнуты.
2
5. Определение структур инвестиций, которые обеспечивают правильный баланс между рядом параметров, включая соответствующий баланс краткосрочной и долгосрочной прибыли, финансовых и нефинансовых выгод, а также инвестиций с высоким и низким уровнем риска. 3
Источник Раздел
King IV Report on Corporate Governance for South Africa, 2016 Part 5.5: Stakeholder relationships—Principle 17
The Open Group IT4IT Reference Architecture, Version 2.0 3.2 IT Value Chain and IT4IT Reference Architecture
Практика руководства Примеры метрик
ЦР2.2 Оценка оптимизации ценности
Постоянная оценка портфеля ИТ-инвестиций, услуг и активов с целью определения вероятности выполнения задач предприятия и получения ценности при разумных затратах. Определение изменений в направлении развития, позволяющих оптимизировать создание ценности, которые должны быть доведены до менеджмента, и вынесены соответствующие суждения.
а. Отклонение между целевым и фактическим объемом инвестиций.
б. Процент портфеля ИТ-инвестиций с вероятностью достижения целей предприятия и получения ценности по разумной цене.
Действия Уровень возможностей
1. Понимание требований заинтересованных сторон, стратегических проблем, таких как зависимость от ИТ, а также возможностей информационно-технологических средств с учетом текущей и потенциальной значимости ИТ для реализации стратегии предприятия. 2
2. Понимание ключевых элементов системы руководства, требуемых для надежного, безопасного и эффективного в плане затрат получения оптимальной ценности от использования существующих и новых ИТ- услуг, активов и ресурсов.
3. Понимание и регулярное обсуждение возможностей, которые могут возникнуть в связи с изменениями на предприятии, обеспечиваемыми существующими, новыми и нарождающимися технологиями, а также оптимизация ценности, создаваемой за счет таких возможностей.
4. Понимание того, что представляет ценность для предприятия, и рассмотрение того, насколько хорошо осуществляется доведение информации об этом до процессов предприятия и насколько хорошо она понимаема и применяема в процессах.
3
5. Оценка того, насколько эффективно стратегии и цели предприятия и ИТ были интегрированы и согласованы в масштабах всего предприятия для получения ценности.
6.Понимание и оценка того, насколько эффективны текущие роли, обязанности, ответственность и органы принятия решений в обеспечении создания ценности за счет ИТ- инвестиций, услуг и активов.
7. Рассмотрение того, насколько хорошо управление ИТ- инвестициями, услугами и активами согласуется с практиками управления ценностью и финансового менеджмента предприятия.
8. Оценка портфеля инвестиций, услуг и активов на предмет согласованности со стратегическими задачами предприятия; ценности для предприятия, как финансовой, так и нефинансовой; риска, включая риски реализации и риски неполучения выгод; согласованности с бизнес-процессами; эффективности с точки зрения пригодности для использования, доступности и оперативности реагирования; а также эффективности с точки зрения затрат, надежности и технического состояния.
4
Источник Раздел
COSO Enterprise Risk Management, June 2017 Strategy and Objective-Setting—Principle 8
ISF, The Standard of Good Practice for Information Security 2016 SG2.2 Stakeholder Value Delivery
ISO/IEC 38500:2015(E) 5.3 Principle 2: Strategy (Evaluate)
King IV Report on Corporate Governance for South Africa, 2016 Part 5.2: Strategy, performance and reporting—Principle 4
The Open Group IT4IT Reference Architecture, Version 2.0 Strategy to Portfolio (S2P) Value Stream
Практика руководства Примеры метрик
ЦР2.3 Задание направления для оптимизации ценности
Задание направления развития принципов и практик управления ценностью таким образом, чтобы обеспечить реализацию оптимальной ценности от ИТ-инвестиций на протяжении всего их жизненного цикла.
а. Процент ИТ-инициатив в общем портфеле, стоимость которых управляется на протяжении всего жизненного цикла.
б. Процент ИТ-инициатив, использующих принципы и методы управления стоимостью.
Действия Уровень возможностей
1. Определение видов, категорий, критериев и относительных весов критериев для типов портфелей и инвестиций, позволяющих рассчитать общие относительные значения ценности. 2
2. Определение требований к проверкам контрольных точек и другим проверкам в отношении значительности инвестиций для предприятия и соответствующего риска, графиков выполнения программ, планов финансирования, а также реализации ключевых возможностей и выгод и текущего вклада в создание ценности.
3. Направление внимания менеджмента на рассмотрение потенциальных инновационных способов использования ИТ, позволяющих предприятию реагировать на новые возможности или задачи, начинать новые виды деятельности, повышать конкурентоспособность или улучшать процессы.
4. Задание направления требуемых изменений в распределении ответственности и обязанностей при реализации портфеля инвестиций и получении ценности от бизнес-процессов и услуг.
5. Задание направления для проведения любых требуемых изменений в портфеле инвестиций или услуг таким образом, чтобы согласовать их с текущими и ожидаемыми задачами и/или ограничениями предприятия.
6. Рекомендация рассмотрения возможных инноваций, организационных изменений или операционных улучшений, которые могут обеспечить получение предприятием большей ценности от ИТ-инициатив.
3
7. Определение целей создания ценности на уровне предприятия и параметров для оценки результатов, позволяющих осуществлять эффективный мониторинг и информирование. 4
Источник Раздел
ISO/IEC 38500:2015(E) 5.3 Principle 2: Strategy (Direct)
Практика руководства Примеры метрик
ЦР2.4 Мониторинг оптимизации ценности
Мониторинг ключевых целей и метрик с целью определения того, в какой степени основная деятельность создает ожидаемую ценность и выгоды для предприятия за счет использования ИТ- инвестиций и услуг. Определение значительных проблем и рассмотрение действий по их устранению.
а. Количество новых возможностей для предприятия, реализованных в результате развития ИТ.
б. Процент стратегических целей предприятия, достигнутых в результате ИТ-инициатив.
в. Уровень удовлетворенности ВР приносимой ценностью и затратами на ИТ.
г. Уровень удовлетворенности ЗС прогрессом в достижении поставленных целей.
д. Уровень удовлетворенности ЗС способностью предприятия извлекать выгоду из ИТ-инициатив.
е. Количество инцидентов, происходящих из-за попыток обойти установленные принципы и методы управления ценностью.
ё. Реализованный процент ожидаемой ценности.
Действия Уровень возможностей
1. Определение сбалансированного набора задач, метрик, целевых и эталонных показателей результативности. Метрики должны охватывать виды деятельности и их результаты, включая индикаторы отставания и опережения, а также обеспечивать надлежащий баланс между финансовыми и нефинансовыми показателями. Оценка и согласование их с ИТ и прочими бизнес-функциями, а также другими заинтересованными сторонами.
2. Сбор актуальных, своевременных, полных, достоверных и точных данных для составления отчетности по реализации ценности в сравнении с целевыми показателями. Получение сжатого, общего, всестороннего представления о результативности портфеля инвестиций, программ и ИТ (технической и операционной), обеспечивающего процесс принятие решений и достижения ожидаемых результатов.
3. Получение регулярных и актуальных отчетов о результативности портфеля инвестиций, программ и ИТ (технических и операционных). Проверка хода достижения предприятием установленных целей и степени выполнения запланированных задач, получения результатов, достижения целевых показателей и снижения рисков.
4
4. Принятие надлежащих управленческих мер для оптимизации получаемой ценности по результатам анализа отчетов.
5. Инициирование надлежащих управленческих мер по исправлению ситуации по результатам анализа отчетов и контроль исполнения этих мер.
5
Источник Раздел
ISO/IEC 38500:2015(E) 5.3 Principle 2: Strategy (Monitor)

Компонент "Организационные структуры"

Практика руководства\Роль в организации СД ИК ИД ФД ОД ДИТ СИТ МПП
ЦР2.1 Определение целевого набора инвестиций О И И И И И И  
ЦР2.2 Оценка оптимизации ценности О И И И И И И  
ЦР2.3 Задание направления для оптимизации ценности О И И И И И И  
ЦР2.4 Мониторинг оптимизации ценности О И И И И И И И
Источник Раздел
King IV Report on Corporate Governance for South Africa, 2016 Part 2: Fundamental concepts - Definition of corporate governance.

Компонент "Информация"

(включает всю информацию, производимую и используемую предприятием, необходимую для эффективного функционирования системы управления предприятием)
Практика руководства Входы Результаты
ЦР2.1 Определение целевого набора инвестиций Из Описание В
КПО2.5 - Определение стратегических инициатив
- Инициативы по оценке рисков
- Стратегические планы
Обратная связь по стратегии и целям КПО2.5
КПО9.1 Определения стандартных услуг Выявленные ресурсы и возможности, необходимые для поддержки стратегии Внутренние
РПВ3.11 Определения услуг Определенная структура инвестиций Внутренние;
ЦР2.3
ЦР2.3 Типы и критерии инвестиций Определенная структура инвестиций Внутренние;
ЦР2.3
ЦР2.2 Оценка оптимизации ценности КПО2.5 Стратегические планы Оценка стратегической согласованности КПО2.4;
КПО5.2
КПО5.1 Ожидания возврата инвестиций Оценка портфелей инвестиций и услуг КПО5.2;
КПО5.3;
КПО6.2
КПО5.2 Избранные программы с этапами возврата инвестиций
КПО5.5 Результаты коммуникации выгод
РПВ1.6 Результаты проверки этапов
ЦР2.3 Задание направления для оптимизации ценности КПО5.3 Отчеты об исполнении инвестиционного портфеля Требования к проверкам этапов РПВ1.1;
РПВ11.1
ЦР2.1 Определенная структура инвестиций Типы и критерии инвестиций ЦР2.1;
КПО5.2
ЦР2.4 Мониторинг оптимизации ценности КПО5.3 Отчеты об исполнении инвестиционного портфеля Действия по повышению ценности КПО5.3;
КПО6.2;
РПВ1.1;
РПВ11.1;
ЦР5.1
Отзывы о портфеле и выполнении программы КПО5.3;
КПО6.5;
РПВ1.6

Компонент "Люди, навыки и компетенции"

Навык Источник Раздел
Управление выгодами Skills Framework for the Information Age V6, 2015 BENM

Компонент "Принципы, политики и подходы"

(преобразуют желаемое поведение в практическое руководство для повседневного управления)
Политика Описание политики
Политика бюджетирования и исполнения инвестиций
Устанавливает руководящие принципы для определения потребностей и требований к инвестициям, контроля их выполнения и обеспечения их максимальной выгоды. Определяет формулировки бюджетных запросов. Контролирует исполнение бюджета и технических показателей по плану. Рекомендует перераспределение, если оправдано. Определяет мониторинг производительности по соглашениям об уровне обслуживания и другим метрикам, основанным на производительности.

Компонент "Культура, этика и поведение"

Ключевой элемент культуры
Ценность, которую добавляют ИТ, зависит от того, в какой степени ИТ согласованы с бизнесом и соответствуют его ожиданиям. Повышение ценности ИТ путем создания культуры, в которой ИТ-услуги предоставляются вовремя, в рамках бюджетов и с надлежащим качеством.

Компонент "Услуги, инфраструктура и приложения"

(инфраструктура, технологии и приложения, которые обеспечивают предприятие системой управления эксплуатацией ИТ-решений)
  • Система учета затрат
  • Инструменты управления программами